Російська мова 6 клас

2016 - 2017 навчальний рік

Тема:Морфеми російської мови: основа і закінчення

Хід заняття
Теория А
Морфемика (греч. «морфе» — форма) — это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.
Предметом изучения морфемики являются МОРФЕМЫ — наименьшие значимые единицы языка, из которых состоят слова. Корень, префикс, суффикс, окончание — морфемы русского языка.

Практика А
1.  3апишите примеры слов с префиксом у-, обозначающим удаление.
Уехал, ....

2.  Обозначьте в данных словах морфемы. В чём особенность значения этих слов и морфем?
Вход — выход; уход — приход.

3.  Прочитайте текст. Докажите на примерах, что морфемы — это реальность языка.
Слово морфема сравнительно недавно вошло в научный обиход. Одним из первых его стал использовать русский учёный Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941). Он спорил с теми, кто считал, что морфемы — выдумка языковедов, другим же они ни к чему. Нет, доказывал он, морфемы — реальность самого языка. Каждый с ними считается и держит их в уме. В качестве примеров он приводил слова, образованные с помощью морфем, существующих в других словах.
                                                                                                                                                                         (М. Панов)
Играем!
                                      КТО БЫСТРЕЕ?
Составьте слова из «россыпи» морфем. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
О б р а з е ц. О, а, пере, к, цен — переоценка.
Под, к, а, готов, пере; ыгр, роз, ыш; им, не, ый, числ, ис; о, тельн, и, смотр, не, ость; за, ый, медл, не, тельн, и.

Теория Б
ОКОНЧАНИЕ — это значимая часть изменяемого слова, которая находится обычно в конце слова и образует различные его формы. Окончание служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуком (или звуками) и не обозначено буквой (или буквами), но имеющее определённое значение: гимназист — гимназисты

Практика Б
4.  Найдите слова, о которых нужно говорить: а) «имеет окончание», б) «заканчивается на о».
Помните, что некоторые имена существительные в русском языке не изменяются.
Какао, самбо, тоскливо, рабство, небо, кружево, слово, чувство, спасибо, зарево, одинаково, юношество.

5.  Выпишите парами формы одного и того же слова и обозначьте в них окончания. Докажите, что слова пол, торшер, шкафик имеют нулевое окончание.
                              ПОЛТЕРГЕЙСТ
  Дали на дом нам заданье:      Взял ковёр, а по ковру
  Нулевое окончанье.                У несётся — я не вру.
  Разберите слово хвост.          Пол, торшер и шкафчик в ванне
  Мне вопрос казался прост.      Все имеют окончанье.
  Окончанья у хвоста               Ужас, сколько невидимок!
  Нет. А как же буква а?            Стал натягивать ботинок,
  Появилась ниоткуда?              Как нежданно из ботинка
  Если так, то это чудо.             Появился невидимка.
  Окончанье — невидимка.       И залез в ботинок снова.
  И решил я без заминки           Я проверил: стоит слово
  Невидимку изловить.              Изменить по падежам —
  Стал по комнате бродить.        Невидимка выйдет сам.
  Я на стул, а из-за стула        Знаю нынче без запинки:
  Снова а мне подмигнула.       Окончанья-невидимки
  Я — за стол, а за столом     Будто нет, а всё же есть.
  Надо мной смеётся ом.          Вот такой вот полтергейст.
                                                                              (Т. Крюкова)
6.  Запишите такие формы данных слов, чтобы окончания в них стали нулевыми. Справьтесь
по толковому словарю о значениях неизвестных вам слов.
Каникулы, знакомство, школа, перемена, миниатюра, лекция.
Образец
Каникулы - каникул
7.  Составьте из наборов слов предложения. Укажите слова, форма которых не изменилась.
Какую роль выполняют окончания?
A. На,  уроки,  русский,  язык,  шестиклассники,  читает, много, интересный, рассказ.
Б. К, конец, семестр, нужно, подтянуться, по, русский, язык.
B. В, этот, учебный, год, мы, будут, изучать, основа, информатика.

Теория В
Одновременно при выделении окончания определяется и основа.
ОСНОВА — это часть слова без окончания. Основа выражает лексическое значение слова.
Основа слова может быть равна корню: Хлеб RUS6 6.jpg 
Кроме корня, основа может включать префиксы и суффиксы:  Хлебушек, нахлебникRUS6 7.jpg.
У неизменяемых слов основу составляет всё слово: пюре RUS6 8.jpg.

Знаете ли вы?
В русском языке на каждую основу, равную корню, приходится более десяти слов, имеющих в основе также префиксы и суффиксы.

Практика В
8.  Закончите предложения (устно).
1. Основа слова — это общая часть ... 2. Кроме корня, основа может включать ... 3. У неизменяемых слов всё слово составляет ....

9.  Данные слова разделены на морфемы. Обозначьте основы слов и другие значимые части.
род/ин/а                  род/н/ой
род/и/тель/ск/ий      род/н/я
родник                    род/овит/ый
родник/ов/ый           род/ов/ой
роднич/ок                род/ств/енн/ый

10.  Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую — слова без окончания, а в третью — все остальные. Укажите, в каких словах основа равна корню. В каких словах основу составляет всё слово?
Школа, учебник, урок, быстро, задание, учёба, вдруг, учитель, старательно, шестиклассник, аккуратно, шестиклассница, история, биология, язык, утром.

12.  Составьте предложения на тему «Урок в шестом классе», используя подходящие слова из предыдущего упражнения(устно).

Немає коментарів:

Дописати коментар